Стратегические проблемы в групповой психологической работе

Печать

В.В.Козлов, Ярославский гос. Университет

При психологической работе с клиентом разрешение личностной проблемы может тормозиться в связи с тем обстоятельством, что он уже адаптирован к своей проблеме. Часто клиенты великолепно разбираются в своих личностных проблемах, прочитали много литературы о ней. Некоторые из клиентов не только любят обсуждать и демонстрировать свои проблемы, но даже находят удовлетворение в том, что привлекают внимание социального окружения в их разрешении. Бывают ситуации, когда разрешение дискомфортной ситуации приводит только к тому, что клиент начинает искать в себе новую «болячку», чтобы сосредоточить на ней все свое внимание и внимание социального окружения. Психологам-практикам очень понятна эта проблема «вечного клиента». В такой ситуации многое зависит от умения психолога создать притягательный образ жизни без этой проблемы, так как от этого зависит психическое и социальное «выздоровление» человека.

Одновременно нужно учитывать, что адаптивные возможности личности к самосовершенствованию, изменению ценностных ориентаций, направленности, мотивационно-потребностных структур ограничены. Также ограничены возможности социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его личностного изменения, самосовершенствования. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности (человек уходит с работы, расстается с семьей и т.п.).

Десятилетний опыт практической работы в качестве групп-лидера показывает, существует ряд требований к качеству взаимодействия специалиста с клиентом в групповой форме работы. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1) особенности личности клиента;

2) структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3) возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;

4) обеспечение обратной связи;

5) возможности организации системы поддержки и отслеживания в социуме;

6) влияние теоретических построений социального психолога и личности ведущего на состояние и динамику как группы, так и индивидов, включенных в общегрупповой процесс;

7) влияние феноменов группы на личность.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

- обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

- соблюдение «закона восьми» (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов);

- владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, в возможном соответствии с внутренней картиной происходящего.

Третий пункт предполагает, что психолог имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде, чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем психолог приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требование к учебным программам в вузе и программам переподготовки в их особой практической психотехнической ориентированности. 

Четвертый пункт предполагает то, что психолог должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом.

Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени психолога и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля за процессом социализации клиента.

Шестой пункт больше касается широты и глубины профессионализма социального психолога, как в понимании своих теоретических построений, так и своего воздействия на группу и личность. Этот пункт особенно важен в интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ), так как при использовании измененных состояний сознания возрастает суггестивность группы, она становится менее критичной, мощнее и глубже выстраивается трансфер лидера по отношению к группе и личности.

Седьмой пункт имеет полифункциональный и сложный системный характер. В ИИПТ чрезвычайно высоко развита культура работы с личностью через группу. Более того – часто для тренера ИИПТ группа является основным субъектом взаимодействия. Рациональный учет фактора влияния группы на личность хотя и возможен, но требует очень высокого профессионализма и опыта работы в качестве групп-лидера. В целях оптимальной организации психологической атмосферы группы важно хорошо понимать структуру, лидерство и другие аспекты групповой динамики. 

Все семь пунктов в синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности социально-психологической работы с клиентами. В психотехнологическом обеспечении социально-психологической работы в настоящий момент существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в социальной психологии является перспективной как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи